История школы
Государство, народ доверяют учителям детей, то есть людей в таком возрасте, когда на них легче всего оказывать влияние, доверяют им выращивание, развитие, формирование молодого поколения, то есть свою надежду и свое будущее. Это - огромное доверие, которое возлагает на учителей великую ответственность. Ясно, что учителя, должны быть людьми, с одной стороны, высокообразованными, а с другой стороны - кристально честными. Ибо честность, я бы сказал, - неподкупность характера, в высоком смысле этого слова, она не только импонирует детям, она их заражает, она оставляет глубокий отпечаток на всю их последующую жизнь.
М.И.Калинин
Из истории...
До революции в селе было 2 начальные школы, одна земская с 4-х летним образованием, а другая церковно-приходская с двумя классами. На все Матышево было 3 учителя. Обязательным предметом был «Закон божий». В школе обучалось 30 детей крестьян. По официальным данным из 800 человек населения села Матышево грамотных мужчин было 208, а женщин- 56. Положение крестьян в селе было тяжёлым, из 10 человек грамотных было двое. Полуголодное существование, нищета не позволяли учить детей в школе, так как обучение было платным.
Далеко не все крестьянские дети оканчивали школу. Походят зиму – другую, научатся писать, кое-как читать и родители забирают домой помогать в крестьянском хозяйстве. Девочек обычно отдавали в няньки, а мальчики отцу помогали управляться с хозяйством – пахать, сеять, убирать хлеб, пасти скот. Трудное было детство. Большинство взрослого населения было неграмотным.
Четырехлетняя школа не позволяла получить более высокое образование, поэтому созрела острая необходимость введения в селе семилетнего обучения. Именно к этому периоду относится появление в селе учителя, который сделал очень много для народного образования – это Григорий Васильевич Галкин. В историю села он вошёл как учитель, о которым знал и писал В.И Ленин.
Г.В.Галкин уроженец с. Большое Судачье. Родился 8 октября 1884 года в семье бедного крестьянина Василия Васильевича и Агафьи Григорьевны Галкиных.Как и вся беднота, семья испытывала голод и холод, своими народными средствами боролась с рахитом и золотухой, цингой и тифом…
Окончив 4 класса сельской школы, к тому времени единственный в семье, был вынужден идти в люди. Вначале помогал лавочнику вести товарную книгу. Но страстная любовь мальчика к рисованию не нужна была лавочнику, и пришлось ему батрачить на казаков. Работа у них была очень тяжёлой, такой, как они сами говорили, что не захочешь калачей. Вот и решился юноша ходить на заработки в город. Работал в артели маляров, потом перешёл в артель по реставрации церквей. Зимой – в городе, летом в сёлах нанимался караулить бахчи и читал, читал…
В 20 лет экстерном сдал экзамен за гимназию. Изучал эсперанто, занимался живописью, фотографией. Каждую лишнюю копейку тратил на книги. В этот период, в селе вокруг него стал организовываться кружок сельской молодёжи, жаждущей знаний.
Семейные обстоятельства – смерть матери, смерть мужа сестры и появление в связи с этим в семье двух сирот – требовали немалых денег. Григорию приходилось работать день и ночь. Как в городе, так и в селе, чтобы сохранить для семьи надел земли.
В 1912 году Галкин-младший едет в Москву, поступает в художественное училище и работает в издательствах. Здесь он сближается с членами кружка Сурикова. В литературно-художественном альманахе «Дружба» печатаются его краткая биография и рассказ. В 1912-1915 годах появляются его иллюстрации в альманахах «Доброе утро» и в «Родной долине». Работа в издательстве способствовала знакомству с литературной средой, с людьми из народа.
После революции Галкин вернулся в село и устроился на работу в Матышевскую школу. В 1919 году он обращается к населению с просьбой помочь ему расширить школу. При дружном участии всего села была построена и открыта новая школа. Строили сами, возили лес, пилили доски. Приглашали и желающих от населения помочь. Решили начать постройку мастерских и клуба, но средств не хватало. И вот в 1922 году в селе Матышево наконец-то открылась средняя общеобразовательная школа второй ступени. С окрестных сел в нее потянулись ученики. Записывались дети от 14 лет и взрослые до 40 лет. Всего учеников собралось до 100 человек. Самому младшему – 12 лет, а самому старшему – 45. Первый выпуск учеников– школе новая помощь: бывшие ученики стали в ней учителями. Они организовали разные кружки и рукописный журнал «Маяк», которым руководил Галкин.
Случилось так, что жизнью школы и лично учителем школы Галкиным, который якобы с помощью других учителей и местного населения построил школу и ухитряется самостоятельным путём содержать её, о чём написала «Правда» 4 января 1923 года. А в марте 1923 года «Правда» объявила конкурс на материал о лучшем учителе. Газета получила до 300 рассказов о работе лучших педагогов, 80 из них было опубликовано, в том числе и статья о Г.В.Галкине.
Проводя предварительные итоги конкурса, газета называла одним из первых претендентов на звание лучшего учителя страны матышевского учителя. И он стал бы лучшим, если бы…
25 мая «Правда» напечатала письмо самого Г.В.Галкина под заголовком «Мне нужно ещё учиться и работать, в которой он утверждал, что в стать ему приписано то, что принадлежит всему коллективу Матышевской школы. Галкин через печать отказывается от звания, и от получения премии в пользу своих товарищей.
В школе была хорошая база для политехнического обучения. Учили работе по дереву и металлу, устраивались ежегодно выставки-распродажи. Был организован драматический кружок, струнный оркестр из 25 человек, хоровой кружок и т.д., устраивали диспуты на антирелигиозные темы с участием священников, проводились вечера, посвященные писателям, художникам, революционерам.
До 1940 года школа оставалась неполной средней. В ней работал дружный педагогический коллектив. Это были учителя: Калгин Андрей Фёдорович, Карнаухов Георгий Абрамович, Красовский Константин Иванович, Православнов и другие.
А.Ф.Калгин был родом из Матышева, ещё до революции окончил два факультета Саратовского Государственного университета, был высокообразованным человеком, эрудитом, обладал ораторским искусством, был первым директором школы, до этого работал в Елани, в мужской гимназии. Благодаря ему из Елани в школу была передана значительная часть наглядных пособий и школьного оборудования.
Михайлов и Кудинов тоже имели университетское образование.
Работа школы 2-й ступени совпала с эпохой новой экономической политики. В селе жили крупные богатеи, дети которых тоже учились. Обучение в школе было платным. Богатые платили больше, бедные – меньше, но платили все. Большая часть детей не могла учиться, т.к. нечем было платить за обучение.
В 1926 году все дети « классово чуждых элементов» были отчислены из школы, остались лишь дети крестьян – бедняков и обучение стало бесплатным. Школа получила название школы крестьянской молодежи (ШКМ) с семилетним сроком обучения. Она была построена на новом месте, в ней осталось всего три класса по 20 учеников. Здание же школы второй ступени со временем развалилось и там, где когда-то бурлила жизнь, стоит тишина...
Матышевская средняя школа
С 1940 года Матышевская школа стала средней. Надо сказать, что до этого времени средняя школа была только в Рудне. В 8 класс школы стали поступать не только матышане, но и ребята из сёл Большое Судачье, Сосновка. Образовалось сразу три 8-х класса. Ученики, прибывшие из других сёл, размещались по квартирам, а на выходные дни домой за "харчами" ходили пешком или ездили на подводах(редко на велосипедах).
Школа размещалась сначала в 3-х, а позже в 5-ти приспособленных зданиях. Несмотря на большие неудобства – печное отопление, освещение керосиновыми лампами, нехватка тетрадей, учебников, - тяга к знаниям была удивительной, дисциплина идеальной. Оканчивающие 10 классов в большинстве своём становились слушателями высших учебных заведений, стремились получить высшее образование.Первый выпуск 10-летки пришелся на 1941 год.
Военные годы были тяжёлыми... Ученики совмещали обучение с работой.
Особая гордость школы - Герои Советского Союза - Алексей Федотович Климашкин и Григорий Фёдорович Мусланов.
1945 год... Победа! В школу в разное время пришли работать учителя-участники Великой Отечественной войны:
Гриценко Анатолий Дмитриевич - учитель физики и математики;
Цурихин Василий Антонович - учитель русского языка и литературы;
Бажанов Андрей Федорович - учитель начальных классов;
Полин Павел Петрович - учитель начальных классов;
Немов Алексей Дмитриевич - учитель пения, рисования, черчения;
Михайлов Виктор Александрович - учитель трудового обучения;
Журкин Михаил Николаевич - учитель трудового обучения и машиноведения;
Шеболдасов Юрий Владимирович - учитель истории, обществоведения;
Соловьев Матвей Никифорович - учитель истории, завуч;
Бордецкий Виталий (отчество, к сожалению, не установлено) - учитель физической культуры;
Воротилин Александр Васильевич - учитель биологии и ботаники.
Обучение и воспитание организовано на высоком духовно-нравственном и патриотическом уровне.
Возглавляют школу директора Филиппов И.Г. (1948-1953 гг), Цурихин В.А. (1953-1971 гг), Боченина А.Г. (1971-1972 гг), Гриценко А.Д (1972-1975 гг).
Учитель географии Тарушкин Александр Иванович ведёт краеведческую работу по сбору материалов о матышанах - участниках Великой Отечественной войны. Ребята, под его руководством, проводят подворный обход и с помощью родственников погибших или самих участников Великой Отечественной войны, заполняют анкеты, записывают воспоминания очевидцев. Многие передают в школу фотографии, награды, наградные листы и удостоверения, письма с фронта. Так в школе образовался уголок, посвящённый памяти о войне 1941-1945 гг.
В сентябре 1975 года директором назначен учитель Большесудаченской школы Масюк Михаил Владимирович (1975 - 1991 гг).
В 1977 году под руководством Михаила Владимировича было построено и открыто новое здание школы, на 480 мест.
Огромное внимание уделяется трудовому обучению и воспитанию.
Поменялся статус школы: "Матышевская средняя школа с производственным обучением". Учащиеся 10-11 классов одновременно со средним образованием получали специальность "Тракторист-машинист категории "В", "С", "Е"".
На базе школы работала производственная бригада, оснащённая техникой. На школьном дворе размещался машино-тракторный парк. В его составе было 3 комбайна "Нива - 5", два трактора "ДТ-25", один-"ЮМЗ", а также сеялки, бороны, плуги.
На 100 гектарах, выделенной школе земли, ученики выращивали пшеницу, ячмень, рожь, овёс. Старшеклассники работали комбайнёрами, а учащиеся средних классов, интересующиеся техникой, - штурвальными.
На школьном дворе располагался учебно-опытный участок, на котором проводились различные полеводческие опыты.
Члены производственной бригады ежегодно принимали участие в "Слёте производственных бригад", где неоднократно становились победителями и призёрами в разных номинациях: "Мастера машинного доения", "Лучшее школьное лесничество" и др., а предшествовала победе шефская помощь школьников на молочно-товарной ферме и свиноферме, где ребята доили коров, ухаживали за телятами, поросятами, белили корпуса производственных помещений и клетки для телят и поросят.
Ежегодно ученики школы собирали берёзовые серёжки, сосновые шишки, высаживали саженцы деревьев.
Ученики - активные участники операций "Зелёный патруль", "Голубой патруль". Учащиеся школы помогают колхозу в уборке кабачков, тыквы, арбузов.
Колхоз "Большевик", лесхоз, Матышевский элеватор, расположенные на территории Матышева, с удовольствием брали школьников на работу. Поощрялись ученики поездками в город Ленинград, в Белоруссию, в Украину, в Москву, в Волгоград.
В 10-11 классах по-прежнему наравне с матышевскими школьниками обучаются ребята из Сосновки. Живут в интернате (здание бывшей ШКМ), питаются в школьной столовой.
2 выпускника заканчивают школу с медалями.
Повышается интерес к высшему образованию. В школе работает 24 педагогических работника, из которых 9- её выпускники.
Постановлением Администрации Руднянского района Волгоградской области № 65 от 17 марта 1994 года зарегистрирована Матышевская средняя общеобразовательная школа с муниципальной формой собственности. Основными видами деятельности стали: интеллектуальное развитие, воспитание, обучение, формирование общечеловеческих ценностей, развитие познавательных способностей, укрепление здоровья детей, физическое развитие.
Возглавляет школу Ирина Николаевна Парамошкина ( 1991-2003 гг).
В школе работает сплочённый коллектив педагогических работников из которых 2 отличника народного образования - Тарушкин Александр Иванович и Чебуркова Лидия Ивановна. Учителя, педагоги дополнительного образования ежегодно принимают участие в областном конкурсе профессиональног мастерства: "Учитель года 2001" (Масленникова Н.С. - учитель математики - финалист), "Педагог дополнительного образования 2002" (Переводчикова Н.Н.- руководитель кукольного кружка - 2 место).
Основное направление воспитательной работы - патриотическое. В школе оформлен Зал Боевой Славы, который прошёл регистрацию и получил свидетельство музея.
За это время школа выпустила 7 золотых и серебряных медалистов.
В 2004 году в школу поступают 3 компьютера, которые стали первыми в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет. Введена в действие газовая котельная.
14 октября 2002 года муниципальное образовательное учреждение Матышевская средняя общеобразовательная школа внесена в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1023404963713.
1 сентября 2003 года директором назначена Тестова Наталья Николаевна (2003-2017 гг).
На первое сентября 2003 года в школе обучается 265 учеников.
Реализуется национальный проект модернизации "Образование"(2002-2009). Цель состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.
В рамках проекта проводится государственная итоговая аттестация в форме ЕГЭ ( единого государственного экзамена) в штатном режиме, что позволяет выпускникам школы с результатами ЕГЭ поступать в учебные заведения различного уровня.
Школой приобретается новое современное оборудование и мебель. Закуплены кабинеты физики, химии, географии, истории, математики, русского языка и литературы. В кабинет иностранного языка - лингафонный кабинет. В каждом кабинете установлены компьютеры, подключенные к сети Интернет, мультимедийные проекторы. Заработали 3 интерактивных доски, мобильный класс на 15 компьютеров, 16 принтеров, 2 сканера, 6 документ-камер, 2 ксерокса.
В 2006 году в рамках приоритетного национального проекта "Образование" (ПНПО) школа получила специализированный автобус для подвоза обучающихся из села Малое Матышево и ж/д станции Матышево.
Одновременно с обновлением оборудования ведётся ремонт школы: полностью заменена отопительная система, электропроводка, котлы в газовой котельной, перекрыта крыша. в коридорах постелен линолеум, заменена канализация и водопровод в школьной столовой, отремонтирован парапет над школьным порогом.
Непосредственная близость учеников к живой природе, малой Родине, возможность близкого взаимодействия с ней положительно влияют на духовное, нравственное, эстетическое развитие школьников.
В школе открывается Зал Быта села (экспонаты Зала начинали собирать ученикм школы под руководством Тарушкина А.И.), который проходит паспортизацию и получает свидетельство музея.
Документацию для открытия музея подготовила учитель истории Переводчикова Н.Н.
В рамках второго этапа модернизации российского образования (2010 - 2015 гг) школа вводит в пилотном режиме и работает по ФГОС (Федеральным государственным образовательным стандартам ) второго поколения (в начальной и основной школе), направленных на системно-деятельностный подход в обучении.
С учетом интересов и способностей учащихся, запросов родителей в школе организуется и проводится индивидуальная внеурочная работа по развитию творческих способностей детей. С этой целью в школе созданы 20 кружков и секций, в том числе от МУДО «Руднянский Центр детского творчества».
Учащиеся обучаются информационным технологиям на уроках и во внеурочное время в точке доступа к сети Интернет ( кабинет информатики и мобильный класс) и в предметных кабинетах , используя Wi-Fi адаптер. Заложенные в проект образовательные технологии критического мышления, кооперативного обучения, проектной деятельности являются основами личностно ориентированного, развивающего обучения. Все задания и проекты, которые выполняют учащиеся в рамках программы, ориентированы на нужды и проблемы людей, на социальную активность, на уважение к истории села и школы.
2011 год... Год учителя... Ученики 10 класса, под руководством классного руководителя Крафт С.А. и учителя физики Калининой Н.В., собирают информацию об учителях - участниках Великой Отечественной войны.
2012 год... Год истории... На территории школы открывается памятный знак, посвящённый людям, прошедшим дорогами войны и отдавшим большую часть своей жизни школе и ученикам.
Педагогический коллектив идёт в ногу со временем. Все овладели компьютером, уроки ведутся на высоком уровне. Учащимся предоставляется качественное образование. Пять учителей – награждены грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации: Платанина Г.Ф., Широкова Л.И., Тестова Н.Н., Масленникова Н.С., Лобачёва О.Е.
В период с 2003 года по 2013 год тринадцать выпускников награждены золотыми и серебряными медалями.
В 2009 году выпускник школы Широков Алексей Тимофеевич учредил премию в размере 10 тысяч рублей, которая по решению педагогического совета ежегодно вручается лучшему выпускнику года.
10 февраля 2011 года по приказу отдела образования, опеки и попечительства, физической культуры и спорта Администрации Руднянского муниципального района от 10.02.2011 года № 19 "Об изменении типа муниципальных образовательных учреждений Руднянского муниципального района" школа становится муниципальным бюджетным образовательным учреждением Матышевской средней общеобразовательной школой Руднянского муниципального района Волгоградской области.
Школе дан статус базовой. Организуется сетевое взаимодействие с МБОУ Большесудаченской СОШ и МБОУ Осичковской СОШ через организацию дистанционного обучения с помощью специального оборудования и выделенного канала связи.
Организуется тесное взаимодействие учителей, родителей и ученнков школы через систему "Дневник.ру"(электронный журнал и электронный дневник).
31.03.2014 года функции и полномочия учредителя МБОУ "Матышевская СОШ" переданы Администрации Руднянского муниципального района.
Постановлением Администрации Руднянского муниципального района Волгоградской области от 28.04.2014 года № 284 "Об изменении типа муниципального бюджетного образовательного учреждения "Матышевская средняя общеобразовательная школа" Руднянского муниципального района Волгоградской области" школа стала муниципальным казённым общеобразовательным учреждением "Матышевская средняя общеобразовательная школа" Руднянского муниципального района Волгоградской области.
В ноябре 2014 года школа участвует в федеральной программе и реализует проект партии "Единая Россия" "Развитие спорта в сельской местности". Итог проекта - отремонтированный спортивный зал и оснащение его спортивным инвентарём и тренажёрами.
2015 год... Большое внимание уделяется инклюзивному образованию. Школа участвует в реализации проекта "Доступная среда"( оборудована сенсорная комната для организации психологической разгрузки детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоовья (ОВЗ), отремонтирована входная группа (крыльцо, двери), построен пандус).
25 июля 2017 года к МКОУ "Матышевская СОШ" присоеденён МКДОУ "Матышевский детский сад". Таким образом в МКОУ "Матышевская СОШ" образована дошкольная группа с количеством в 60 воспитанников.
Распоряжением Администрации Руднянского муниципального района от 13.11.2017 года № 1355 - р Масленникова Надежда Сергеевна назначена директором школы.